Архивно-составительский проект авторской песни |
|||||
|
Нередко авторские песни, они же - песни бардов, именуют смысловыми
песнями. И хотя такое определение не абсолютно (смысловые песни присутствуют
и в иных жанрах), оно наиболее полно соответствует именно авторской песне,
по-преимуществу именно таковой. Безусловно, мелодия и исполнительское мастерство
существенны и в рамках такого определения. Ведь иногда смысл песни может
быть заложен не столько в текст, сколько в мелодию, в ритм, в вызываемый
песней настрой слушателя. Яркий пример тому "Песня беспокойства"
или "Парус" В.Высоцкого. Но чаще шедевры авторской песни, и не только
авторской, гармонично сочетают в себе все смысловые компоненты, нередко
совершенно неразделимые.
Замечу в скобках. Лично я определил бы т.наз. авторскую песню скорее как песню интеллектуальную, что еще больше ей соответствует. И не только по ее сущности, но и по происхождению. Ведь подавляющее большинство авторов этого жанра - интеллектуалы, подавляющее большинство поклонников этого жанра - также интеллектуалы. Понимаю, тут попахивает элитарностью, но в России интеллектуалов всегда хватало. И всегда они составляли элиту общества, его движущую силу, хотя и нередко оказывались, как в нынешние времена, в самых низах социальной лестницы. |
||||
Основа настоящего проекта - смысловые
песни, преимущественно песни бардов, но без какой либо привязки к авторству,
исполнителям, времени создания, тематике, чем и отличается от других проектов.
Но не только этим.
Основной замысел проекта - попытка скомпоновать смысловые песни в некоторый сюжетный ряд, и коль они смысловые, то это представлялось реальным в пределах некоторого множества сюжетов. То есть творческий процесс авторства продолжить за пределы одной какой-либо песни. Такая попытка, насколько я знаю, осуществляется впервые. Задача режиссера-составителя при этом заключалась в том, чтобы слушатель, поставив в аппарат звуконоситель, слушал от начала его и до конца песни близкого между собой настроения, текста, музыкального ритма. В идеале - как бы перетекающие одна в другую. Т.е. то, что я бы поименовал аудиофильмом. Поскольку при прослушивании удачно скомпонованный аудиофильм не ломает от песни к песне настрой слушателя, то вникнуть в песню, оценить ее значительно легче. Ведь переход между разноплановыми песнями заставляет слушателя перенастраиваться, что требует некоторого времени, в результате последующая песня воспринимается фрагментарно, отрывочными текстовыми или музыкальными фразами, а не как целое, нередко теряется смысл, заложенный автором в первые куплеты и во всю песню как в целое, как в композицию. Я, скажем, редко воспринимал даже явно удачную, но новую для себя песню, в первое же свое прослушивание, хотя через какое-то время оказывался от нее в восторге. Оказывается это свойственно не только мне. Просто срабатывал этот эффект "не успевания" перенастройки достаточно инерционного восприятия. И конечно на восприятии сказываются всякого рода отвлекающие помехи, не соответствующие глубинному смыслу песни. В виде трепа, необходимости что-то сделать, предыдущей песни совсем иного плана, наконец. Удачный аудиофильм последнюю помеху устраняет, не теряется ни смысл песен, ни смысловая подоплека или драматургия аудиофильма в целом, все песни аудиофильма воспринимаются легко и с удовольствием. Это конечно достигается при отсутствии иных помех (в частности, и в техническом понимании) , при удачном компоновочном решении режиссера и, конечно же, при хорошем исполнении и техническом состоянии записей, о чем чуть позднее. |